С чего мы начинаем занятия? Е.Долгова, фото Ю.Корнеевой
Сначала я учу собаку концентрировать внимание на мне. Что это
означает? Это - глаза собаки обращенные ко мне, это- ожидание во взгляде, это-
собранность корпуса , это-готовность куда-то бежать, лететь, скакать…
Как я это делаю? Я показываю ей, что самое
интересное на свете – это я, ни собаки, ни пробегающая кошка, ни птички, а
только я. Самое главное, никуда от меня не отходить, все время находиться
поблизости и поглядывать на меня, и тогда можно получить какую- нибудь
приятность в виде лакомства или игры.
Расскажу , как
все происходит, на примере моего амстаффа Пипа. Когда мы идем на прогулку, то
всегда беру с собой игрушку и лакомство. Отпускаю Пипа и даю ему возможность
побегать и поиграть с другими собаками минут 15. Затем отхожу немногов сторону , достаю из кармана игрушку (для
этих целей я использую мяч на веревке, очень удобная вещь!) и начинаю играть.
Собаки - как маленькие дети: очень любопытны. Сначала мой пес не обращал на мои
действияникакого внимания, а потом начал
смотреть в мою сторону все чаще и чаще. Интерес побеждает и Пип мчится ко мне и пытается получить
игрушку. Мы начинаем играть вместе: я убегаю, он - догоняет, я тяну мяч на
себя, он- на себя. Потом достаю из
кармана лакомство и угощаю собаку. Затем опять немного совместной игры в мяч и
быстро убираю игрушку. А Пипа отправляю гулять. Не знаю как у других, но моя
собака всегда очень удивляется, когда я делаю это. «Как уходить? Ведь игра
только начинается?», -говорят его глаза. Первое время, не дожидаясь появления
игрушки - он возвращался к своим товарищам. И тут я опять быстро вытаскивала мяч
и начинала игру. Конечно же, мой пес возвращался
ко мне с криками «Дай и мне тоже!». Так я повторяла несколько раз.
Собака начинает понимать,
что друзья друзьями, но у хозяйки в кармане всегда есть что то очень
интересное. Пип начал следить за мной. В итоге, мой пес все время находится
рядом, никуда не убегает, а ждет игры. Ведь собаки очень любят играть. А я, со
своей стороны, стараюсь придумать такие игры, которые более интересны для Пипа,
чем общение с сородичами.
Я сделала вывод:
если собаке, имеющей положительный опыт игры с владельцем, предложить побегать
с собаками или поиграть с хозяином - она выберет игру с хозяином (конечно, я
говорю о тех собаках, которых я тренировала).
Я много занимаюсь с собаками, но не перестаю
удивляться, насколько они любят работать, что-нибудь делать. Для этого надо
только пару раз показать, что ты довольна результатом. Мой Пип четко знает, что
для получения сушки или игрушки надо что-то сделать. Например, когда я занимаюсь
уборкой в квартире, ни одно мое передвижение не обходится без него. Он ходит по
всей квартире «хвостиком» и ждет, когда можно «подработать». Он запоминает, где
я что оставила, и стоит мне сказать «тряпка», бежит и приносит тряпку. Конечно,
может иногда перепутать и тогда не остаются без внимания разные спреи, веник и
щетки.
Можно ничего
не говорить, просто начать оглядываться. У собак хорошая память на жесты. Когда
мы что-нибудь ищем, мы производим ряд определенных жестов. Собака их
запоминает, и когда видит их, сразу понимает: «Ага! Что-то ищет!». Пип тут же
спешит на помощь.
И если раньше его «работа» постоянно
поощрялась сушками и игрушкой, то сейчас бывает достаточно сказать «Какая у нас
умная собачка!» и Пип счастлив.
Итак, я приступаю к занятиям, которые
стараюсь построить в форме игры. Почему игры? В литературепо обучению детей я прочла, что дети лучше
обучаются , усваивают материал, и не так устают, если занятия строятся на
игровой основе, т.к. играть им нравится. Я уже знаю, что собакам тоже нравится
играть. И в процессе игры они получают положительные эмоции. Поэтому наши
занятия - это большая разнообразная игра.
Теперь
я могу начать обучения разным упражнениям. Сначала - простым. Так как я говорю
о фристайле, то это некоторые основные базовые движения, необходимые мне в дальнейшем.
Это движение собаки рядом слева, затем справа, круги на месте, движение боком,
движение назад, змейка простая, когда я двигаюсь вперед, отход назад от меня.
Самое главное при
обучении любому элементу - поделить его на маленькие составляющие. На примере
того, как я обучаю собаку двигаться рядом слева, я и покажу это .
При обучении
движению рядом слева, я применяю команду «рядом». В моем понятии идеальное выполнение
этой команды, когда собака весело двигается плотно у левой ноги, и постоянно
смотрит мне в глаза, словно спрашивая: «ну как правильно я делаю?»
Я беру в левую руку кусочек лакомства,
зажимаю его в кулачок, прижимаю руку к левой ноге и, не торопясь, двигаюсь по
прямой. Как только собака подбегает ко мне слева и тыкается в руку с лакомством
- отдаю ей кусочек. И продолжаю идти дальше. За каждое тыканье носом - отдаю
кусок. В итоге - собака все время двигается слева и пытается забрать кусок. (При
этом она может подпрыгивать, разворачивать корпус, вставать на задние лапы.) И
никуда не уходит!
Следующий этап- рука с зажатым лакомством
поднята чуть выше по ноге. Лакомство отдается, только когда собака прошла (а не
пропрыгала, не проскакала!) 1-2 шага рядом, параллельно мне . Если сначала пес
получает кусочек после каждых 1-2-3 шагов, потом я отдаю лакомство в
произвольном порядке, чтобы собака не смогла просчитать, когда его получит.
Следующее - рука
согнута и прижата к левому бедру. Лакомство даю, когда собака идет рядом
плотно, в момент, когда собака смотрит на меня. И одновременно с подачей
лакомства говорю команду «рядом».
Далее - немного
изменяю направление движения, отклоняясь в правую сторону и делаю плавную дугу.
Следующий этап - делаю
поворот на 180 градусов. При этом собака обходит меня. Для облегчения жизни
животному на начальном этапе обучения, я разворачиваюсь через правое плечо,
собака постоянно двигается слева от меня.
Меняю темп,
направления, скорость движения. В
процессе тренировки даю лакомство или
выбрасываю игрушку.
Все.
Собака ходит рядом, плотно к левой ноге, при этом смотрит на меня, не обращает
внимания на окружающих собак, людей, велосипедистов , детей, кошек и т.д.
Я выстроила такую схему:
Собака произвольно
передвигается с левой стороны от меня и касается носом руки – > Собака
двигается рядом 1-2-3шага –> Собака двигается рядом и поглядывает на меня ->Собака двигается рядом по плавной дуге и
поглядывает на меня -> Собака
двигается рядом плотно со сменой темпа и направления, постоянно смотрит на
меня.
Пожалуйста, я разбила простой элемент «движение собаки рядом
с владельцем» на простые составляющие.
Какие «подводные
камни» можно ждать в процессе обучения (что я заметила за собой и наблюдала у
других дрессировщиков)?
Во-первых: положение руки. Как показали мои
наблюдения, есть разные варианты этой ошибки. Один вариант: руку сначала
прижимают к бедру, потом отводят в сторону собаки, потом опять прижимают. Т.е.
рука «гуляет».
Другой : во время движения держат руку правильно, а при
подаче лакомства - вытягивают ее к носу собаки. И получается , что собака получает лакомство
на расстоянии от дрессировщика. Это поведение закрепляется, и собака начинает
отклоняться от ноги дрессировщика, чтобы скорее получить вкусный кусочек.
Работая над этим упражнением надо постоянно следить за
своими действиями, чтобы собака хорошо работала в дальнейшем. Т.е. в процессе
движения рука дрессировщика плотно прижата к корпусу и лакомство собаке
подаетсяне на расстоянии.
Во-вторых: форсирование событий. Нам всегда
хочется все сразу и быстро. Собака прошла 2-3-4 шага хорошо, сразу мысль: «А
чего останавливаться? Идет и идет!» И давай нахаживать рядом больше и дольше. В
итоге собака устает от монотонности , занятия из игры перерастают в нудность и
собака перестает работать с удовольствием и начинает двигаться хуже.
Я всегда заканчиваю занятие, как только Пип отлично выполнит
упражнение. Лучше повторять такие маленькие занятия несколько раз, чем потерять
интерес собаки к работе.
В-третьих:
некоторые дрессировщики так радуются, что собака идет рядом, что перестают обращать
внимание на неправильное положение корпуса, отклонение от ноги. «Ведь идет же и
хорошо!» Я всегда стараюсь себя контролировать.
В-четвертых, и,
наверно, в последних, но важных: я обратила внимание, что многие владельцы
собак тренируют их только на площадках или в местах выгула. А выходя за пределы
-забывают над чем работали и уже не обращают внимание на передвижение их
животного, хотя и громко кричат «рядом!». А собачка-то тянет, нюхает что-то,
отстает! И, как это не печально, делает для себя вывод: «если мой хозяин
говорит «рядом»-можно идти как хочется, можно даже остановиться и понюхать и
пописать…»
Как с этим
бороться? Надо просто придумать другую команду, либо везде требовать выполнение
команды «рядом», либо не говорить вообще никаких команд. Выбор - не ограничен.
Я, например, подаю команду «гуляй» и предоставляю свободу действий. Но если мы
выходим из подъезда или переходим дорогу, здесь, конечно, команда «рядом». И
всегда одну команду отменяю другой. Т.е. если мы перешли дорогу, Пип не убегает
вперед, а продолжает идти рядом со мной, пока я не скажу «гуляй».
И так со всеми
другими упражнениями. Многие элементы, которымя учу Пипа, стараюсь применить в жизни, а не только на площадке. Это
помогает ему спокойнее к ним относиться и воспринимать как что-то само собой
разумеющееся.