Мы с Пипом на одной из выставок решили поучаствовать в конкурсе. Я планировала
показать разные забавные элементы под музыку.
Пока мы ждали начала конкурсов, объявили показательные выступления. Я с
замирающим сердцем смотрела выступление девушки с большим метисом. Они
исполняли русский народный танец. На меня это произвело огромное впечатление.
После нее - выступала команда спортсменов с площадки «Сокольники». Там уже несколько
человек одновременно танцевали с собаками. Но особенно сильно меня поразили
выступления Ирины Трошиной с ротвейлером Слайк. Они исполняли испанский танец.
Я впервые видела танцующего ротвейлера!
Тогда я и поняла - этот вид спорта для меня.
Наши активные занятия танцами начались с участия в соревнованиях по
фристайлу в 2004 году. Пипу на тот момент уже исполнилось 3 года. Конечно,
существовали определенные трудности при обучении новым элементам для постановки
танца. Естественно молодая собака быстрее учится всему новому, чем собака
старшего возраста, которая, к тому же, отдрессирована на жесткое послушание. Но
нас это не остановило, и мы начали осваивать танцевальные па.
С чего я начинаю делать танец.
Сначала я учу собаку разным трюкам. Начинали
мы с самых простых элементов: движение рядом слева и справа, круги вокруг своей
оси (я стою на месте), змейка между ногами в движении и на месте, прыжки вверх
и через ноги, поклон, фронтальная стойка собаки передо мной. Т.е. создавали
определенную базу для дальнейших, более сложных трюков.
На
начальном этапе - моя цель - доведение до идеального исполнения выученных
элементов. Конечно же, каждый имеет право на ошибку, на настроение, магнитные
бури и т.д. Но! Собака должна хорошо знать и выполнять трюки, если мы решили
заниматься этим видом спорта и принимать участие в соревнованиях. (Согласитесь,
очень грустно смотрится выступление участника, у которого собака отвлекается,
смотрит по сторонам или убегает что-нибудь понюхать.)
Поначалу,
отрабатываем эти трюки на поляне, где никого нет.Затем – рядом с автобусной остановкой, где стоят люди, готовые
смотреть на что угодно, пока ждут свой автобус.
Тут
происходит психологическая подготовка к
выступлению на соревнованиях. Известно, что многие хотят танцевать с собакой,
но стесняются сделать это на публике. Пожалуйста:
люди, стоящие на остановке. Чем не зрители? Нам предоставляется хорошая
возможность потренироватьсявыдерживать
чужие взгляды.
А еще многие из нас сами выработали у собаки «чувство присутствия
постороннего человека». Что это такое?
Когда мы
занимаемся одни или в кругу друзей, мы корректируем неправильное поведение
собаки (кто как умеет: кто - спокойно, кто потряхиванием, кто крепким словом).
А вот когда вокруг посторонние - мы этого не делаем. Нам – неудобно, мы
стесняемся. (Почему?) И собака это чувствует. И в присутствии зрителей начинает
хулиганить: не слушаться, специально отвлекаться, т.к. четко знает, что мы ей
ничего не сделаем. Вот поэтому и надо работать в присутствии других людей. И не
стесняться поправлять собаку.
Следующий этап-подбор музыки. Мне очень
нравится быстрая музыка в стиле диско. Мне очень нравится рок-н-ролл. Но моему
псу не подходиттакой темп, т.к. он сам
достаточно спокойный. (В чем я и убедилась после наших 2-х первых танцев.)
Поэтому я решила подбирать музыку в соответствии с темпераментом моей собаки.
Опять – мой взгляд со стороны. Когда я смотрю
на выступление какого-нибудь спортсмена, то обязательно обращаю внимание насколько
музыка подходит для его собаки, насколько сочетаются темп произведения и
движения танцующих.
Я обратила внимание, что некоторые, особенно
молодые, спортсмены выбирают музыку
очень энергичную и зажигательную. Слыша ее, хочется присоединиться к
танцующим.Отлично! Но с другой стороны,
с моей точки зрения, спортсмены не всегда учитывают подготовленность и
темперамент своей собаки. Танец, к сожалению, превращается в попытку привлечь к
себе внимание собственной собаки. Начинается сбой в движениях спортсмена и в
итоге - танец скомкан.
Думаю,
надо быть очень осторожным с выбором музыки. Ведь предпочтение музыкального
произведения , имеющего быстрый темп, предполагает
великолепную работу собаки с четким и быстрым выполнением всех элементов. (Я
обожаю работу малинуа Флинта и бордера
Роя, с которыми можно танцевать любой рок-н-рол).
Итак, я
отказалась от быстро звучащих произведений и решила перейти на что-нибудь более
легкое и спокойное.
Третий этап -
из выученных элементов я складываю фразы, которые потом соединяться в танец. И
музыку тоже раскладываю на музыкальные фразы, которые потом опять объединю в
общее произведение.
На четвертом этапе - я рисую план танца: как
он будет смотреться, и насколько задействована площадь ринга. И
«протанцовываю»танец без собаки. Теперь
я знаю, где у меня какое движение, где - остановка, где - связка. И уже
привлекаю Пипа.
На последнем
этапе - работаю полный танец вместе с собакой. Если в процессе обучения я
поощряю Пипа за каждое правильно исполнение элемента, затем - за правильно
исполненную фразу, то на заключительном этапе- активно хвалю только после
исполнения всего танца, сначала до конца.
Все. Танец
готов. Можно выступать.
А дальше –
последний маленький, но самый трудный, нюанс: сделать так, чтобы наш следующий
танец был не похож на предыдущий.